Вторник , 21 Ноябрь 2017
Вы здесь: Главная » Нормативные документы » ФГОС » ФГОС общего образования » Сценарий метапредметного занятия по формированию способности понимания (на материале стихотворения Роберта Рождественского «Случай»)

Сценарий метапредметного занятия по формированию способности понимания (на материале стихотворения Роберта Рождественского «Случай»)

Учитель русского языка и литературы

Амагаланова Б.Б.

 Сценарий метапредметного занятия по формированию способности понимания

(на материале стихотворения Роберта Рождественского «Случай»)

 Предметная цель: формировать умение анализировать лирическое произведение.

Метапредметная цель: развитие способности понимания  «глубинного» смысла текста способом выдвижения смысловых версий и углубления их.

Единица содержания (предметом работы в традиционной парадигме является предметная тема, а в МДП – ЕС, имеющая предметную, деятельностную и мыследеятельностную составляющие):

 Предметное содержание образования — тема, основная мысль, композиция, образная структура, лирический герой, авторская позиция, выразительно-изобразительные средства.

Деятельностное содержание: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; умение определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Мыследеятельностная единица содержания:  смысловая версия. Ученики осваивают способ выдвижения смысловой версии и углубления её за счёт анализа, обоснования, объяснения оснований другого видения чужой версии.

Ход занятия:

 

  1. I. Выдвижение первичных смысловых версий (с фиксацией на доске)

1) Подготовка к работе с текстом:      

 Мобилизующий этап.

Учитель: Внимание! Мы станем участниками виртуального телемоста 2013-2130год. Вы имеете уникальную возможность заглянуть в будущее.

(На интерактивной доске демонстрируется  видеофильм о будущем человечества )

Один из возможных  вариантов развития  человеческой цивилизации.

2130 год. Научный прогресс достиг пика. Генная инженерия штампует людей – клонов. Человечество забыло вкус родниковой воды, запах березовых рощ, красоту поэтического слова.

Ребята, послушайте видеообращение  человека будущего Нэнси.

Звучит голос человека будущего Нэнси: «Я обращаюсь к Вам, дети Прошлого. Вы еще можете почувствовать запах цветущих садов, полистать бумажные листы поэтических сборников. Дайте нам возможность понять, что  же мы потеряли. Какая она, поэзия?»

Учитель: Давайте попробуем помочь человеку будущего Нэнси на примере стихотворения  поэта-шестидесятника.

Но прежде я хочу вам рассказать об одном случае из жизни  поэта. В разгар начала войны в июле 1941 года в «Омской правде» напечатали небольшое стихотворение, написанное  девятилетним мальчиком. И за стихотворение будущему поэту дали 9 рублей. Этот первый драгоценный гонорар он перечислил в Фонд обороны.

Второй случай. На даче жена поэта получила  письмо, которое начиналось так: «Милая, родная Аленушка! Впервые за 40 лет посылаю тебе письмо со второго этажа на первый…» Эти трогательные строки написаны за год до смерти.

Ребята, а что такое случай?

Предполагаемые ответы учащихся: событие, которое произошло, встреча, быль, происшествие…

Учитель: Подберите прилагательные к слову случай.

Предполагаемые ответы учащихся: трагический, бытовой, смешной, нелепый, судьбоносный…

Учитель: Итак, случай… Вы, возможно, догадались, что два случая, рассказанные мною,  из жизни  удивительного поэта — Роберта Рождественского. Сегодня на поэтической волне встреча с  поэтом-шестидесятником (демонстрируется видеофрагмент  выступления поэта).

2) Определение смысла стихотворения Р.Рождественского «Случай»

 

Учитель: Ребята, сейчас мы прочитаем стихотворение Роберта Рождественского «Случай».

Убили парня за здорово живёшь.
За просто так.
Спокойно. Как в игре…
И было это не за тыщу вёрст
От города. А рядом. Во дворе.
Ещё пылали окна…
Между тем
Он так кричал,
прижав ладонь к груди,
Как будто накричаться захотел
За долгое молчанье впереди…
Крик жил отдельно!
Вырастал стеной.
Карабкался, обрушивался с крыш.
Растерзанный, отчаянный, больной,
Нечеловечески огромный крик!
Он тёк по трубам,
полз по этажам,
Подвалы заполнял и чердаки.
Он ошалело тыкался в звонки,
Ломился в двери и в замках визжал.
Он умолял,
он клянчил: «Защити»!..
Навстречу ослабевшему ему,
Плыл шепоток:
«Не надо…», «Не ходи…»,
«Простудишься…»,
«Не надо…», «Ни к чему…».
Да, случай. Как-то. В городе одном.
Но помните, другие города!
…«Вот если бы не вечером, а днём»…,
…«Вот если бы на фронте —
— я б тогда…».
И всё. И только молний пересверк.
И всё. И не остановился век.
Какое это чудо – Человек!
Какая это мерзость
– человек.

 Учитель: Как вы думаете, в чём смысл данного стихотворения? Запишите ваши версии  (Дети выдвигают версии, которые записываются на доске).

 

 

  1. II. Этап проблематизации (фиксация поверхностного восприятия текста)

         — Сравните свои версии с другими и объедините схожие (В результате объединения версий получается несколько версий-4,5).

1.Это стихотворение об одном случае.

2.О жестокости.

3.О равнодушии.

4.О ценности человеческой жизни.

 

III. Углубление версии понимания смысла текста.

1)Вопросы, направленные на продвижение, углубление понимания текста.

 

Учитель : Литературовед А. Зенков считает, что одним из самых сложных и загадочных анализов является анализ  поэтического текста: «Невероятно сложно понять смысл поэтических строк…». Как вы думаете, что значит понять смысл лирического текста?

Предполагаемые ответы учащихся: выделить ключевые мысли, заложенные автором; понять авторскую позицию; выявить жанровое своеобразие, тематику, образную структуру, средства поэтического языка, звуковую организацию; определить общечеловеческую, философскую значимость стихотворения…

Учитель: Работая в группах, проверьте, дополните, углубите свои смысловые версии с учетом вышесказанного. Выберите ту смысловую  версию, которая вам ближе. Распределитесь на группы. Задание для групп: выяснить, какие элементы текста не учитывает версия другой группы. Ответы подтверждайте текстом.

 

Выявите образную структуру текста, движение поэтической мысли.

Как меняются чувства лирического героя от начала к финалу стихотворения?

Определите роль языковых средств в  создании образа, воплощении идеи лирического текста?

2)Доработка версий в ходе работы с текстом (5 мин)

Организация ситуации взаимообогащения понимания текста  за счёт коммуникации со сверстниками в коллективной деятельности. Групповая работа, в ходе которой учащиеся расширяют, дополняют первичное понимание.

 

Вопросы на продвижение понимания текста:

 

Учитель : Соотнесите образ крика в стихотворении «Случай» с картиной норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка «Крик». Данная картина  2 мая 2012 года продана на аукционе за баснословную цену-119 миллионов долларов, что представляет рекорд для произведений искусства.

Какие характеристики крику можно дать, исходя из колорита картины? Подберите определение крику, соотнося с цветом картины?

 

Предполагаемые ответы учащихся : одинокий, потерянный, тревожный, испепеляющий, безысходный, предупреждающий о катастрофе, о трагедии…

 

Учитель:Почему поэт в двух последних предложениях пишет одно и то же слово по-разному?

Как вы понимаете строки « Но помните, другие города!»

В каких строках выражается авторская позиция?

Ваша интерпретация строк «Какое это чудо – Человек!  Какая это мерзость – человек».

3)Выступления групп (5 минут)

         — Какие у вас получились доработанные версии? Как вы ответили на общий вопрос. Объясните свою схему.

1 группа: Поэт пишет не только о …

2 группа: Смысл стихотворения в том, что ……

  • группа: Стихотворение о …

Вывод: обобщенная смысловая версия стихотворения — о бесценности человеческой жизни, о праве человека на жизнь, о праве выбора, о сущности человека: «Какая это мерзость – человек» и « Какое это чудо – Человек!»

 

Рефлексия приращения уровня понимания. Рефлексивная фиксация причины изменения смысловой версии.

 

 

Учитель : Ребята, у кого изменилась первая версия? Почему? Вы в ходе анализа дополнили, изменили, обогатили свои смысловые версии? Какое открытие истин для себя  совершили?

 

Маленькое по объему стихотворение, а сколько проблем затронуто в нем, сколько истин таит оно. Не зря лингвист Шанский считает, что «поэтический текст — мощный механизм истины, модель реального мира».

Вернемся к началу урока. Что бы вы ответили человеку будущего Нэнси?

(Звучат ответы учащихся)

 

Учитель: Поэтический текст заставляет нас думать и размышлять о вечных философских проблемах – о добре и зле, о жизни и смерти, о сущности человека.   Рождается маленький человек на разных континентах, не важно, какого цвета его кожа, какой формы разрез глаз, ибо душа ребенка чиста ( демонстрация фрагмента документального фильма «Малыши»).

И вот наш малыш вырастает. Каждый выбирает свой путь. По Рождественскому, либо это путь добра и созидания, либо это путь зла, насилия, разрушения. Выбор за каждым из нас.

 

Демонстрация слайдов с комментарием:

Слайд №1.

Норд-Ост. Женщина- террористка. Сто тридцать жертв! Трое суток в плену оставались 916 заложников.

 

Слайд №2.

Чулпан Хаматова. Учредитель благотворительного  фонда  «Подари жизнь». Фонд помогает детям, больным раком.

 

Слайд №3.

«Рussy Riot». Девушки, глумящиеся  в Храме Христа Спасителя.

 

Слайд  №4. Мать Тереза- лауреат Нобелевской премии мира. Каждое утро мать Тереза начинала с молитвы «Господь, дай мне силы утешать, а не быть утешаемым, понимать, а не быть понятым, любить, а не быть любимым».

 

Слайд №5.

Самара. Преступник, лишивший жизни 19 старых людей, самых уязвимых и беспомощных.

 

Слайд №6.

Алдар Цыденжапов. Герой России, ценой своей жизни спасший 300 человек.

 

Действительно, « какая это мерзость – человек» и « какое это чудо – Человек.ю   тмлмал

дч

Поделиться:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • В закладки Google
  • Blogger
  • email
  • Одноклассники

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля *

*

CAPTCHA image
*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Вверх
error: Защищен от копирования!