Начиная с 2009 года выпускники школ сдают два обязательных выпускных экзамена: по русскому языку и математике. Выпускники допускаются до экзаменов, если они не имеют неудовлетворительных годовых оценок по всем предметам. Выпускник должен получить по этим экзаменам оценку не ниже балла, установленного Рособрнадзором. Если учащийся получает оценку ниже минимально установленной по одному предмету, то он может пересдать этот экзамен в этом же году. Если учащийся получает неудовлетворительную оценку и по русскому языку, и по математике, то он может повторно пересдавать ЕГЭ только в следующем году. Выпускники, получившие удовлетворительные оценки (или получившие одну неудовлетворительную оценку, а потом ее пересдавшие) получают аттестат о полном среднем образовании.

Также выпускники могут сдавать любое количество дополнительных экзаменов в форме ЕГЭ, их результаты не влияют на получение аттестата. В аттестат по каждому предмету выставляется среднее арифметическое оценок выпускника за последние два года обучения, независимо от результата, полученного на ЕГЭ.

Поступление в ВУЗы

Поступление в ВУЗы осуществляется преимущественно по результатам ЕГЭ (за исключением военных специальностей и специальностей, связанных с государственной тайной). Оно регламентируется Порядком приёма граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования. Для поступления в ВУЗ абитуриенту необходимо сдать вступительные экзамены в форме ЕГЭ. Список вступительных экзаменов утверждается Министерством просвещения и содержит, как правило, четыре экзамена для каждой специальности (в некоторых случаях — три). Для каждой специальности один из экзаменов является профильным.

ВУЗ может сократить количество экзаменов до трех, в число экзаменов обязательно должен входить экзамен по русскому языку и профильному предмету. Результаты ЕГЭ действительны 4 года. При приёме на специальности, предполагающие наличие у абитуриентов определённых творческих способностей, физических или психологических качеств ВУЗы также проводят дополнительный экзамен или творческий конкурс, кроме трех экзаменов, проводимых в форме ЕГЭ. Перечень таких специальностей утверждается Министерством просвещения. Избранным ВУЗам разрешается проводить дополнительные профильные экзамены. Перечень вузов, которым разрешено проводить дополнительные вступительные испытания и порядок их проведения определяется Правительством РФ.

Без вступительных испытаний могут приниматься в ВУЗ победители и призёры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников. Также, победители и призеры олимпиад школьников из числа утвержденных Министерством просвещения могут приниматься в ВУЗ без вступительных испытаний и/или без сдачи дополнительного вступительного испытания профильной направленности. На специальности, связанные с физкультурой и спортом, без экзаменов принимаются чемпионы Олимпийских игр.

Итоговое сочинение (изложение) проводится 07 декабря 2022 года, 01 февраля и 03 марта 2023 года. Результатом итогового сочинения (изложения) является «зачет» или «незачет».

Продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут (235 минут).

Для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов, а также лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, продолжительность итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа.

Повторно допускаются к написанию итогового сочинения (изложения) в дополнительные сроки в текущем учебном году:

— обучающиеся 11 класса, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»);

— обучающиеся 11 класса, удаленные с итогового сочинения(изложения) за нарушение Порядка проведения ГИА;

-участники итогового сочинения(изложения), не явившиеся на итоговое сочинение(изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;

— участники итогового сочинения(изложения), не завершившие написание итогового сочинения(изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства) , подтвержденным документально.

В каждый комплект тем итогового сочинения будут включены по две темы из каждого раздела банка:

Списки литературы к разделам закрытого банка ФИПИ
Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

Небольшое, но универсальное:
М. Шолохов «Судьба человека» (смысл жизни, нравственный выбор, добро и зло)
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (смысл жизни, ответственность, любовь, дружба)
М. Горький «Старуха Изергиль» (смысл жизни, гордость, свобода личная и свобода народа, ответственность)
Джек Лондон «Любовь к жизни» (предательство, сила духа)
А.П. Платонов «Юшка» (смысл жизни, нравственный выбор, добро и зло)
А. И. Куприн «Чудесный доктор» (добро и зло)
В. Астафьев «Конь с розовой гривой» (муки совести, нравственный выбор, самоанализ)
А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда» (смысл жизни, муки совести, самоанализ)
А. Грин «Зелёная лампа» (смысл жизни, сила духа)
В. Астафьев «Фотография, на которой меня нет» (дружба)
О. Генри «Дары волхвов» (любовь)

Большое, но универсальное:
А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (смысл жизни, нравственный выбор, добро и зло, любовь)
В. Астафьев «Людочка» (нравственный выбор, добро и зло)

Фэнтези:
Дж. Толкин «Властелин колец»
Дж. Толкин «Хоббит, или Туда и обратно» (школьная программа)
А. Сапковский «Ведьмак»
Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер»


Семья, общество, Отечество в жизни человека

Небольшое, но универсальное:
М. Шолохов «Судьба человека» (гражданская позиция, семейные ценности)
М. Горький «Старуха Изергиль» (принятие и неприятие личности обществом)
А.П. Платонов «Юшка» (неприятие личности обществом)
Н. С. Лесков «Левша» (гражданская позиция)
В. Астафьев «Фотография, на которой меня нет» (сохранение памяти)

Большое, но универсальное:
А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (семейные и общественные ценности, гражданская позиция)
Н. Гоголь «Тарас Бульба» (общественные ценности, гражданская позиция)
Не совсем универсальное, но тоже полезное:
Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке» (гражданская позиция)


Природа и культура в жизни человека

Небольшое, но универсальное:
Рэй Брэдбери «Вельд» (наука, технологии)
Рэй Брэдбери «Улыбка» (искусство, технологии)
А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда» (искусство) (+ 1 направление)

Большое, но полезное:
В. Короленко «Слепой музыкант» (искусство)
Небольшие произведения:
Рэй Брэдбери «Зелёное утро» (природа)

Антиутопии:
М.А. Булгаков «Роковые яйца» (наука)
М.А. Булгаков «Собачье сердце» (наука)

Современные произведения:
С. Алексиевич «Чернобыльская молитва. Хроника будущего» (природа, технологии)
Юваль Ной Харари «21 урок для XXI века» (2018 год) (природа, технологии)
(ядерная война, изменение климата и потенциально опасные технологии, опасность выделения элиты, разрыв между реальным миром и виртуальным, иллюзия знания)
А. Курпатов «Четвёртая мировая война» (2018 год) (технологии)
(потенциально опасные технологии + деградация человеческого мышления).

Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2022_23 учебном году
Для  подготовки и успешной сдачи ЕГЭ по обязательным и выбранным Вами предметам подготовлены информационные материалы на следующих сайтах: http://www.ege.edu.ru/  — официальный информационный портал  единого государственного экзамена с разделами
  •   общие сведения
  •  выпускникам 11 классов
  • поступающим в вузы и ссузы
  •  новости
  •  новые документы
  • мероприятия
  • опросы
  •  форум
http://www.egechita.ru/  —  сайт краевого  центра оценки качества образования КЦОКО Забайкальский край. На данном сайте Вы можете ознакомиться с разделами:
  • документы и методические письма Российской федерации
  •  документы Забайкальского края
  •  методические письма
  •  апелляция
  •  государственная экзаменационная комиссия
  •  информационные материалы для участников (плакаты, информационные видеофрагменты)
http://www.fipi.ru/ — сайт Федерального института педагогических измерений, на котором представлены
  •  демоверсии, спецификации, кодификаторы КИМов
  •  открытый банк заданий ЕГЭ по всем предметам
  •  методические письма
http://www.rustest.ru/—  ФГБУ «Федеральный Центр тестирования» федеральная служба по надзору в сфере образования и науки http://reshuege.ru/ — сайт  образовательного портала  для подготовки к экзаменам «Решу ЕГЭ» Дмитрия Гущина, где представлены  все за­да­ния открытого банка за­да­ний ЕГЭ по всем предметам  с об­раз­ца­ми решений. СЕРВИСЫ ОБ­РА­ЗО­ВА­ТЕЛЬ­НО­ГО ПОРТАЛА «РЕШУ ЕГЭ»
  • Для ор­га­ни­за­ции тематического по­вто­ре­ния разработан клас­си­фи­ка­тор экзаменационных заданий, поз­во­ля­ю­щий последовательно по­вто­рять те или иные не­боль­шие темы и сразу же про­ве­рять свои зна­ния по ним.
  • Для ор­га­ни­за­ции текущего кон­тро­ля знаний предо­став­ля­ет­ся возможность вклю­че­ния в тре­ни­ро­воч­ные варианты работ про­из­воль­но­го количества за­да­ний каждого эк­за­ме­на­ци­он­но­го типа.
  • Для про­ве­де­ния итоговых кон­троль­ных работ преду­смот­ре­но прохождение те­сти­ро­ва­ния в фор­ма­те ЕГЭ ны­неш­не­го года по од­но­му из пред­уста­нов­лен­ных в си­сте­ме вариантов или по ин­ди­ви­ду­аль­но­му случайно сге­не­ри­ро­ван­но­му варианту.
  • Для кон­тро­ля уровня под­го­тов­ки система ведет ста­ти­сти­ку изученных тем и ре­шен­ных заданий.
  • Для озна­ком­ле­ния с пра­ви­ла­ми проверки эк­за­ме­на­ци­он­ных работ дана воз­мож­ность узнать кри­те­рии проверки за­да­ний части С и про­ве­рить в со­от­вет­ствии с ними за­да­ния с от­кры­тым ответом.
  • Для пред­ва­ри­тель­ной оценки уров­ня подготовки после про­хож­де­ния тестирования со­об­ща­ет­ся прогноз те­сто­во­го экзаменационного балла по сто­балль­ной шкале.
Базы за­да­ний были спе­ци­аль­но разработаны для пор­та­ла «РЕШУ ЕГЭ», а также со­став­ле­ны на ос­но­ве следующих источников: за­да­ния открытых бан­ков и офи­ци­аль­ных сборников для под­го­тов­ки к ЕГЭ; де­мон­стра­ци­он­ные версии ЕГЭ и эк­за­ме­на­ци­он­ные задания, раз­ра­бо­тан­ные Федеральным ин­сти­ту­том педагогических измерений; ди­а­гно­сти­че­ские работы, под­го­тов­лен­ные Московским ин­сти­ту­том открытого образования; тре­ни­ро­воч­ные работы, про­во­ди­мые органами управ­ле­ния образованием в раз­лич­ных регионах Рос­сий­ской Федерации. Все ис­поль­зу­е­мые в си­сте­ме задания снаб­же­ны ответами и по­дроб­ны­ми решениями.

Начало ЕГЭ– в 10:00 по местному времени.  Продолжительность ЕГЭ:

  • по математике (профильная), физике, литературе, информатике и ИКТ, биологии – 3 часа 55 минут (235 минут);
  • русскому языку, химии, обществознанию, истории – 3 часа 30 минут (210 минут);
  • иностранным языкам (английский, французский, немецкий, испанский): письменная часть – 3 часа 10 минут (190 минут);
  • математике (базовая), географии, иностранному языку (китайский): письменная часть – 3 часа (180 минут);
  • иностранным языкам (английский, французский, немецкий, испанский): раздел «Говорение» – 17 минут;
  • иностранному языку (китайский): раздел «Говорение» – 14 минут.
26 мая (пт)география, литература, химия
29 мая (пн)русский язык
1 июня (чт)математика (базовая, профильная)
5 июня (пн)история, физика
8 июня (чт)обществознание
13 июня (вт)иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский, китайский) – письменная часть, биология
16 июня (пт)иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский, китайский) – раздел «Говорение»
17 июня (сб)иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский, китайский) – раздел «Говорение»
19 июня (пн)информатика и ИКТ
20 июня (вт)информатика и ИКТ
22 июня (чт)резерв: русский язык
23 июня (пт)резерв: география, литература, иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский, китайский) – раздел «Говорение»
26 июня (пн)резерв: математика (базовая, профильная)
27 июня (вт)резерв: иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский, китайский) – письменная часть, биология, информатика и ИКТ
28 июня (ср)резерв: обществознание, химия
29 июня (чт)резерв: история, физика
1 июля (сб)резерв: по всем учебным предметам
 

Перечень дополнительных устройств, которыми разрешается пользоваться во время экзаменов по каждому предмету ЕГЭ, ежегодно утверждается приказом Минобрнауки России.

Кроме того, в комплекты КИМ по некоторым предметам включены справочные материалы.
Ниже дан полный перечень разрешенных дополнительных устройств и материалов, составленный на основе спецификаций по предметам.

ЕГЭ по математике 
Разрешается пользоваться линейкой.
Справочные материалы, которые можно использовать во время экзамена, выдаются каждому участнику ЕГЭ вместе с текстом его экзаменационной работы.

ЕГЭ по географии 

Разрешено использование непрограммируемого калькулятора (на каждого ученика), линейки и транспортира.
Непрограммируемый калькулятор должен обеспечивать арифметические вычисления (сложение, вычитание, умножение, деление, извлечение корня) и вычисление тригонометрических функций (sin, cos, tg, ctg, arcsin, arcos, arctg). 
Калькулятор не должен предоставлять возможность сохранения в своей памяти баз данных экзаменационных заданий и их решений, а также любой другой информации, знание которой прямо или косвенно проверяется на экзамене.
Калькулятор не должен предоставлять экзаменующемуся возможности получения извне информации во время сдачи экзамена. Коммуникационные возможности калькулятора не должны допускать беспроводного обмена информацией с любыми внешними источниками.

 

ЕГЭ по химии 
Разрешено использование непрограммируемого калькулятора с возможностью вычисления тригонометрических функций (cos, sin, tg) и линейки.

Также к каждому варианту экзаменационной работы прилагаются следующие материалы:

  • периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;
  • таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде;
  • электрохимический ряд напряжений металлов.

ЕГЭ по физике 
Разрешено использование непрограммируемого калькулятора (на каждого ученика) с возможностью вычисления тригонометрических функций (cos, sin, tg) и линейки.
Кроме того, каждый КИМ содержит справочные данные, которые могут понадобиться при выполнении работы.

 

ЕГЭ по иностранным языкам 
Дополнительные материалы и оборудование на экзамене по иностранному языку включают звуковоспроизводящую аппаратуру, аудиокассеты или компакт-диски (CD) с материалами для выполнения заданий раздела 1 «Аудирование».
По остальным предметам использование дополнительного оборудования и материалов на экзамене не предусмотрено.


Всё, что не входит в спецификацию КИМ ЕГЭ по предмету, иметь и использовать на экзамене запрещено, в том числе:

  • мобильные телефоны или иные средства связи;
  • любые электронно-вычислительные устройства и справочные материалы и устройства.

При нарушении этих правил и отказе в их соблюдении организаторы совместно с членом ГЭК вправе удалить участника ЕГЭ с экзамена с внесением записи в протокол проведения экзамена в аудитории с указанием причины удаления. На бланках проставляется метка о факте удаления с экзамена.