Начиная с 2009 года выпускники школ сдают два обязательных выпускных экзамена: по русскому языку и математике. Выпускники допускаются до экзаменов, если они не имеют неудовлетворительных годовых оценок по всем предметам. Выпускник должен получить по этим экзаменам оценку не ниже балла, установленного Рособрнадзором. Если учащийся получает оценку ниже минимально установленной по одному предмету, то он может пересдать этот экзамен в этом же году. Если учащийся получает неудовлетворительную оценку и по русскому языку, и по математике, то он может повторно пересдавать ЕГЭ только в следующем году. Выпускники, получившие удовлетворительные оценки (или получившие одну неудовлетворительную оценку, а потом ее пересдавшие) получают аттестат о полном среднем образовании.

Также выпускники могут сдавать любое количество дополнительных экзаменов в форме ЕГЭ, их результаты не влияют на получение аттестата. В аттестат по каждому предмету выставляется среднее арифметическое оценок выпускника за последние два года обучения, независимо от результата, полученного на ЕГЭ.

Поступление в ВУЗы

Поступление в ВУЗы осуществляется преимущественно по результатам ЕГЭ (за исключением военных специальностей и специальностей, связанных с государственной тайной). Оно регламентируется Порядком приёма граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования. Для поступления в ВУЗ абитуриенту необходимо сдать вступительные экзамены в форме ЕГЭ. Список вступительных экзаменов утверждается Министерством просвещения и содержит, как правило, четыре экзамена для каждой специальности (в некоторых случаях — три). Для каждой специальности один из экзаменов является профильным.

ВУЗ может сократить количество экзаменов до трех, в число экзаменов обязательно должен входить экзамен по русскому языку и профильному предмету. Результаты ЕГЭ действительны 4 года. При приёме на специальности, предполагающие наличие у абитуриентов определённых творческих способностей, физических или психологических качеств ВУЗы также проводят дополнительный экзамен или творческий конкурс, кроме трех экзаменов, проводимых в форме ЕГЭ. Перечень таких специальностей утверждается Министерством просвещения. Избранным ВУЗам разрешается проводить дополнительные профильные экзамены. Перечень вузов, которым разрешено проводить дополнительные вступительные испытания и порядок их проведения определяется Правительством РФ.

Без вступительных испытаний могут приниматься в ВУЗ победители и призёры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников. Также, победители и призеры олимпиад школьников из числа утвержденных Министерством просвещения могут приниматься в ВУЗ без вступительных испытаний и/или без сдачи дополнительного вступительного испытания профильной направленности. На специальности, связанные с физкультурой и спортом, без экзаменов принимаются чемпионы Олимпийских игр.

В 2023-2024 учебном году итоговое сочинение (изложение) будет проводится в следующие сроки:

— основной в первую среду декабря (6 декабря 2023 года),

— дополнительные — первая среда февраля (7 февраля 2024 года) и вторая среда апреля (10 апреля 2024 года).

Результатом итогового сочинения (изложения) является «зачет» или «незачёт».

Написать сочинение (изложение) в дополнительные сроки смогут выпускники, получившие за сочинение (изложение) «незачет», либо пропустившие его написание в основной срок по уважительной причине, подтвержденной документально.

Формирование тем итогового сочинения

Формируется закрытый банк тем итогового сочинения на основе тех тем, которые использовались в прошлые годы.

Структура закрытого банка тем итогового сочинения

 

Разделы и подразделы

1

Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

1.1

Внутренний мир человека и его личностные качества

1.2

Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом

1.3

Познание человеком самого себя

1.4

Свобода человека и ее ограничения

2

Семья, общество, Отечество в жизни человека

2.1

Семья, род; семейные ценности и традиции

2.2

Человек и общество

2.3

Родина, государство, гражданская позиция человека

3

Природа и культура в жизни человека

3.1

Природа и человек

3.2

Наука и человек

3.3

Искусство и человек

Комментарии к разделам закрытого банка тем итогового сочинения

Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

Темы раздела:

— связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора;

— нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности;

— касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести;

— позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе;

— побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.

Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека

Темы раздела:

— связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи;

— нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека;

— касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории;

— позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своем вкладе в общественный прогресс;

— побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества.

Раздел 3. Природа и культура в жизни человека

Темы раздела:

— связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии;

— нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки;

— касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами);

— позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, важность исторической памяти, сохранения традиционных ценностей;

— побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека.

Каждый комплект включает не пять, а шесть тем — по две темы из каждого раздела банка:

Темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека».

Темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека».

Темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека».

Особенности текстов итогового изложения

Банк изложений создан в целях проведения итогового изложения и создания благоприятных условий для подготовки к нему.

Банк изложений размещается в открытом доступе на официальном сайте ФГБНУ «ФИПИ».

Тексты распределены по трем разделам с учетом их содержательно-тематической направленности.

Раздел 1. Нравственные ценности

Включены тексты о добре, счастье, любви, правде, дружбе, милосердии, творчестве; в них поднимаются вопросы, связанные с духовными ценностями, нравственным выбором человека, межличностными отношениями.

Раздел 2. Мир природы

Включены тексты о красоте окружающего мира, поводках животных, их дружбе с человеком; тексты побуждают задуматься об экологических проблемах, жизненных уроках, которые природа преподает человеку.

Раздел 3. События истории

Включены страницы биографий выдающихся деятелей культуры, науки и техники, а также тексты, позволяющие вспомнить важные события отечественной истории мирного и военного времени, подвиги на фронте и в тылу.

Тексты для итогового изложения отобраны из произведений отечественных авторов.

Для  подготовки и успешной сдачи ЕГЭ по обязательным и выбранным Вами предметам подготовлены информационные материалы на следующих сайтах: http://www.ege.edu.ru/  — официальный информационный портал  единого государственного экзамена с разделами
  •   общие сведения
  •  выпускникам 11 классов
  • поступающим в вузы и ссузы
  •  новости
  •  новые документы
  • мероприятия
  • опросы
  •  форум
http://www.egechita.ru/  —  сайт краевого  центра оценки качества образования КЦОКО Забайкальский край. На данном сайте Вы можете ознакомиться с разделами:
  • документы и методические письма Российской федерации
  •  документы Забайкальского края
  •  методические письма
  •  апелляция
  •  государственная экзаменационная комиссия
  •  информационные материалы для участников (плакаты, информационные видеофрагменты)
http://www.fipi.ru/ — сайт Федерального института педагогических измерений, на котором представлены
  •  демоверсии, спецификации, кодификаторы КИМов
  •  открытый банк заданий ЕГЭ по всем предметам
  •  методические письма
http://www.rustest.ru/—  ФГБУ «Федеральный Центр тестирования» федеральная служба по надзору в сфере образования и науки http://reshuege.ru/ — сайт  образовательного портала  для подготовки к экзаменам «Решу ЕГЭ» Дмитрия Гущина, где представлены  все за­да­ния открытого банка за­да­ний ЕГЭ по всем предметам  с об­раз­ца­ми решений. СЕРВИСЫ ОБ­РА­ЗО­ВА­ТЕЛЬ­НО­ГО ПОРТАЛА «РЕШУ ЕГЭ»
  • Для ор­га­ни­за­ции тематического по­вто­ре­ния разработан клас­си­фи­ка­тор экзаменационных заданий, поз­во­ля­ю­щий последовательно по­вто­рять те или иные не­боль­шие темы и сразу же про­ве­рять свои зна­ния по ним.
  • Для ор­га­ни­за­ции текущего кон­тро­ля знаний предо­став­ля­ет­ся возможность вклю­че­ния в тре­ни­ро­воч­ные варианты работ про­из­воль­но­го количества за­да­ний каждого эк­за­ме­на­ци­он­но­го типа.
  • Для про­ве­де­ния итоговых кон­троль­ных работ преду­смот­ре­но прохождение те­сти­ро­ва­ния в фор­ма­те ЕГЭ ны­неш­не­го года по од­но­му из пред­уста­нов­лен­ных в си­сте­ме вариантов или по ин­ди­ви­ду­аль­но­му случайно сге­не­ри­ро­ван­но­му варианту.
  • Для кон­тро­ля уровня под­го­тов­ки система ведет ста­ти­сти­ку изученных тем и ре­шен­ных заданий.
  • Для озна­ком­ле­ния с пра­ви­ла­ми проверки эк­за­ме­на­ци­он­ных работ дана воз­мож­ность узнать кри­те­рии проверки за­да­ний части С и про­ве­рить в со­от­вет­ствии с ними за­да­ния с от­кры­тым ответом.
  • Для пред­ва­ри­тель­ной оценки уров­ня подготовки после про­хож­де­ния тестирования со­об­ща­ет­ся прогноз те­сто­во­го экзаменационного балла по сто­балль­ной шкале.
Базы за­да­ний были спе­ци­аль­но разработаны для пор­та­ла «РЕШУ ЕГЭ», а также со­став­ле­ны на ос­но­ве следующих источников: за­да­ния открытых бан­ков и офи­ци­аль­ных сборников для под­го­тов­ки к ЕГЭ; де­мон­стра­ци­он­ные версии ЕГЭ и эк­за­ме­на­ци­он­ные задания, раз­ра­бо­тан­ные Федеральным ин­сти­ту­том педагогических измерений; ди­а­гно­сти­че­ские работы, под­го­тов­лен­ные Московским ин­сти­ту­том открытого образования; тре­ни­ро­воч­ные работы, про­во­ди­мые органами управ­ле­ния образованием в раз­лич­ных регионах Рос­сий­ской Федерации. Все ис­поль­зу­е­мые в си­сте­ме задания снаб­же­ны ответами и по­дроб­ны­ми решениями.

Начало ЕГЭ– в 10:00 по местному времени.  Продолжительность ЕГЭ:

  • по математике (профильная), физике, литературе, информатике и ИКТ, биологии – 3 часа 55 минут (235 минут);
  • русскому языку, химии, обществознанию, истории – 3 часа 30 минут (210 минут);
  • иностранным языкам (английский, французский, немецкий, испанский): письменная часть – 3 часа 10 минут (190 минут);
  • математике (базовая), географии, иностранному языку (китайский): письменная часть – 3 часа (180 минут);
  • иностранным языкам (английский, французский, немецкий, испанский): раздел «Говорение» – 17 минут;
  • иностранному языку (китайский): раздел «Говорение» – 14 минут.

Дата

ЕГЭ

ГВЭ-11

Досрочный период

22 марта (пт)

география, литература

 

26 марта (вт)

русский язык

русский язык

29 марта (пт)

математика базового уровня,  

математика профильного уровня

математика

2 апреля (вт)

биология, иностранные языки (письменная часть), физика

 

5 апреля (пт)

иностранные языки (устная часть)

 

9 апреля (вт)

информатика, обществознание

 

12 апреля (пт)

история, химия

 

15 апреля (пн)

резерв: русский язык

резерв: русский язык

18 апреля (чт)

резерв:  математика базового уровня, 

математика профильного уровня

резерв: математика

19 апреля (пт)

резерв: биология, иностранные языки (письменная часть), литература, обществознание, физика

 

22 апреля (пн)

резерв: география, иностранные языки (устная часть),  информатика, история, химия

 

Основной период

23 мая (чт)

география, литература, химия

 

28 мая (вт)

русский язык

русский язык

31 мая (пт)

математика базового уровня, 

математика профильного уровня

математика

4 июня (вт)

обществознание

 

7 июня (пт)

информатика

 

8 июня (сб)

информатика

 

10 июня (пн)

история, физика

 

13 июня (чт)

биология, иностранные языки (письменная часть)

 

17 июня (пн)

иностранные языки (устная часть)

 

18 июня (вт)

иностранные языки (устная часть)

 

20 июня (чт)

резерв: русский язык

резерв: русский язык

21 июня (пт)

резерв: география, литература, физика

 

24 июня (пн)

резерв:  математика базового уровня, 

математика профильного уровня

резерв: математика

25 июня (вт)

резерв: информатика, обществознание, химия

 

26 июня (ср)

резерв: иностранные языки (устная часть), история

 

27 июня (чт)

резерв: биология, иностранные языки (письменная часть)

 

1 июля (пн)

резерв: по всем учебным предметам

 

Дополнительный период

4 сентября (ср)

русский язык

русский язык

9 сентября (пн)

математика базового уровня

математика

23 сентября (пн)

резерв: математика базового уровня, русский язык

резерв: математика, русский язык

Перечень дополнительных устройств, которыми разрешается пользоваться во время экзаменов по каждому предмету ЕГЭ, ежегодно утверждается приказом Минобрнауки России.

Кроме того, в комплекты КИМ по некоторым предметам включены справочные материалы.
Ниже дан полный перечень разрешенных дополнительных устройств и материалов, составленный на основе спецификаций по предметам.

ЕГЭ по математике 
Разрешается пользоваться линейкой.
Справочные материалы, которые можно использовать во время экзамена, выдаются каждому участнику ЕГЭ вместе с текстом его экзаменационной работы.

ЕГЭ по географии 

Разрешено использование непрограммируемого калькулятора (на каждого ученика), линейки и транспортира.
Непрограммируемый калькулятор должен обеспечивать арифметические вычисления (сложение, вычитание, умножение, деление, извлечение корня) и вычисление тригонометрических функций (sin, cos, tg, ctg, arcsin, arcos, arctg). 
Калькулятор не должен предоставлять возможность сохранения в своей памяти баз данных экзаменационных заданий и их решений, а также любой другой информации, знание которой прямо или косвенно проверяется на экзамене.
Калькулятор не должен предоставлять экзаменующемуся возможности получения извне информации во время сдачи экзамена. Коммуникационные возможности калькулятора не должны допускать беспроводного обмена информацией с любыми внешними источниками.

 

ЕГЭ по химии 
Разрешено использование непрограммируемого калькулятора с возможностью вычисления тригонометрических функций (cos, sin, tg) и линейки.

Также к каждому варианту экзаменационной работы прилагаются следующие материалы:

  • периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;
  • таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде;
  • электрохимический ряд напряжений металлов.

ЕГЭ по физике 
Разрешено использование непрограммируемого калькулятора (на каждого ученика) с возможностью вычисления тригонометрических функций (cos, sin, tg) и линейки.
Кроме того, каждый КИМ содержит справочные данные, которые могут понадобиться при выполнении работы.

 

ЕГЭ по иностранным языкам 
Дополнительные материалы и оборудование на экзамене по иностранному языку включают звуковоспроизводящую аппаратуру, аудиокассеты или компакт-диски (CD) с материалами для выполнения заданий раздела 1 «Аудирование».
По остальным предметам использование дополнительного оборудования и материалов на экзамене не предусмотрено.


Всё, что не входит в спецификацию КИМ ЕГЭ по предмету, иметь и использовать на экзамене запрещено, в том числе:

  • мобильные телефоны или иные средства связи;
  • любые электронно-вычислительные устройства и справочные материалы и устройства.

При нарушении этих правил и отказе в их соблюдении организаторы совместно с членом ГЭК вправе удалить участника ЕГЭ с экзамена с внесением записи в протокол проведения экзамена в аудитории с указанием причины удаления. На бланках проставляется метка о факте удаления с экзамена.