Год ознаменуется введением некоторых изменений в формат ОГЭ:
- Контроль по следованию правилам станет более жестким;
- Помимо русского языка и математики, ученики в обязательном порядке должны сдать ОГЭеще по двум выбранным предметам;
- Экзамен несколько раз можно будет пересдать, как и ЕГЭ 2016. Это нововведение способно снизить психологическое давление. Ученик знает, что в случае стечения неудачных обстоятельств – временного нездоровья, семейных проблем и подобных – он получит еще несколько попыток. К тому же, сдавая экзамен во второй раз, он будет чувствовать себя увереннее, потому что благодаря первой попытке уже освоился с обстановкой. Кроме этого, такой подход позволит лучше проверить знания школьников, а ведь экзаменаторы к этому и стремятся;
- Попытки не будут идти одна за другой в течение нескольких дней – предусмотрено распределить их по летним месяцам.
ОГЭ по математике
Экзамен по математике длится 3 часа 55 минут и предусматривает выполнение 26 заданий, при этом большая часть – 20 заданий (это первая часть) – представляют собой базовый уровень, еще 4 имеют повышенный уровень, и последние 2 – высокий (эти 6 составляют вторую часть).
Экзаменационная работа призвана проверить знания учащегося по алгебре, геометрии, и реальной математике. Это три модуля – своеобразные три кита, на которых держится ОГЭ и в 2016 году. «Реальная математика» содержит задания базового уровня, модули «Алгебра» и «Геометрия» – как базового, так и повышенного.
Базовая математическая подготовка предполагает:
- умение применять основные алгоритмы;
- способность ориентироваться в ключевых элементах содержания (понятия, свойства, методы решения);
- умение читать и применять математическую запись;
- способность решать задачи не только с помощью алгоритма;
- владение математическими знаниями на практике.
Повышенный уровень заданий имеет целью выявить наиболее успевающих школьников для последующего обучения их в профильных классах. В этой части требуется продемонстрировать решение и ответ. Задания ОГЭ по математике распределены следующим образом:
- В модуле «Реальная математика» 7 заданий
- В модуле «Геометрия» – 5+3 (первая и вторая части соответственно)
- В модуле «Алгебра» – 8+3 (первая и вторая части соответственно).
ОГЭ по русскому языку
Этот экзамен состоит из трех частей – изложения, сочинения и заданий, требующих ответа. Рекомендуется знать критерии оценивания ОГЭ – это поможет упорядочить подготовку. Изложение пишется по прослушанному несколько раз тексту и требует от учащихся следующих навыков:
- умение понимать смысл текста;
- выявлять авторскую идею;
- уметь применять приемы сжатия текста;
- соблюдать все условия, касающиеся цельности и связности;
- соблюдать грамматические и речевые нормы.
Задания, требующие ответа в виде нескольких слов или цифр, касаются основных тем русского языка, предусмотренных школьной программой. Проверяются знания учащихся в области фонетики, расстановки запятых в простых и сложных предложениях, умение работать со словосочетанием, анализировать текст полностью и по фрагментам.
Третья часть экзамена – сочинение-рассуждение, которое строится по определенному алгоритму – начинается с вступления, содержащего тезис – то есть утверждения, которое учащемуся предстоит доказывать. Сами доказательства, официально именуемые аргументами, расположатся в средней части, а заключение – вывод по всей работе. Такую последовательность нужно сохранять, ведь это влияет на количество баллов, которые экзаменуемый получите в итоге.
Сочинение на ОГЭ достаточно небольшое, поэтому вступление должно быть кратким – можно ограничиться несколькими предложениями. Можно использовать речевые клише, подготовленные заранее. Размер основной части должен быть больше объема взятых вместе вступления и заключения.
Следует избегать при этом пересказа и лишней информации, демонстрируя умение мыслить логично при доказательстве тезиса. Работать лучше по такому плану:
- Прочитать текст не один раз, а несколько, убедиться, что смысл в целом ясен
- Нужно понять, о чем пишет автор (тема), на какие рассуждения наталкивает читателя (идея – обычно ее располагают в выделенном фрагменте)
- Эту идею высказать своими словами, без потери смысла и с учетом грамматических норм
- Найти в тексте те места, которые эту идею подтверждают
- По-своему, но грамматически правильно переделать и эти фрагменты
- Аргументов в основной части должно быть два и оба с примерами, взятыми из этого же текста.
Следует указать аргумент, к которому подобран пример. Можно использовать при этом цитирование (не забываем про кавычки) или номер предложения. Нужно помнить, что заключение – итог, а не просто еще один абзац. Он не опровергает информацию, сказанную в предыдущих частях работы, а обобщает ее.
Девятиклассники должны знать, что баллы, полученные ими на экзаменах, являются объективными показателями достигнутого учащимися уровня знаний и умений. Итоговые результаты могут помочь попасть в тот или иной профильный класс, а сама форма ОГЭ сейчас максимально приближена К ЕГЭ , что считается одним из способов подготовки к последнему.